• Школьные болезни. Самые распространенные заболевания школьников. Их профилактика Самые распространенные заболевания ссс у школьников

    Самые распространенные заболевания школьников. Их профилактика .

    Итак, школьники в период учебы в школе чаще всего страдают от 4 видов заболеваний :

    1. Ухудшение зрения
    2. Гастриты и язвы
    3. Неврозы

    Поговорим о том, чтобы избежать этих самых частых болезней, связанных с пребыванием ребенка в школе. Профилактика болезней школьников :

    1. Глаза:

    Из-за нагрузки на глаза на уроках, также чтении при плохом освещении, сидении за компьютером и ноутбуком чаще всего у школьников может развиться близорукость. Кроме всего у школьников 8-14 лет идет активный рост глаза и перегрузки глаз в этот период наиболее вредны. Особое внимание уделите ребенку, если кто-то из родителей носят очки. Как определить что, у ребенка ухудшается зрение? Ребенок очень близко смотрит телевизор, читает очень близко держа книгу. Жалуется, что устают глаза. Как предупредить ухудшение зрения у ребенка:

    Освещение учебного места ребенка должно быть хорошим . Свет должен падать слева от окна и от лампы. Не разрешайте читать ребенку в потемках. Расстояние от глаз до книг ребенка должно быть 25-35 см. Примерно, это расстояние равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев вашего ребенка. Научите ребенка делать перерывы при чтении на 5-10 минут. Непрерывное чтение для школьника младших классов не более 20 минут. Для средней школы – не более получаса. Для старшеклассников – не более 45 минут. Старайтесь, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор . В идеале не более часа в день. И на расстоянии от 3 метров от экрана. И поменьше сидел за компьютером. Желательно не более получаса. Включите в рацион детей морковку, чернику, хурму, курагу, облепиху, рыбу, петрушку и кинзу. Эти продукты полезны для зрения. Старайтесь больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе .

    2. Искривления позвоночника и плоскостопие :

    Сколиоз (искривление позвоночника) и плоскостопие самые распространенные заболевания школьников. Нарушение осанки в начале (сутулость) может в дальнейшем привести к сколиозу. Причины неправильной осанки – долгое сидение за партой, неправильное ношение рюкзака. К плоскостопию может привести ношение тяжелых ранцев, неудобная обувь, лишний вес.

    Распознать неправильную осанку можно по сутулости, перекосу плеч и горбике при наклоне. А плоскостопие можно заподозрить , если дети жалуются на усталость ног и быстро утомляются.

    Профилактика сколиоза и плоскостопия:

    Подходящий по высоте стол и стул (желательно регулируемые по высоте).

    Стол и стул школьника должны подходить ему по росту

    И правильная осанка за столом, ноги под прямым углом и стоят на полу. Рюкзак желательно с ортопедической спинкой и носить его нужно на двух плечах.

    Рюкзак школьника должен быть ортопедическим и носить его нужно на двух плечах

    Плаванье, гимнастика и танцы помогут в профилактике болезней опорно-двигательного аппарата. От плоскостопия, разрешайте дома ходить ребенку босиком. Летом полезно ходить босиком по песку и траве. Также не разрешайте девочкам, слишком рано носить туфли на каблуках.

    3. Гастрит и язва:

    Гастрит, панкреатит и язву большинство взрослых получает, будучи школьниками или студентами. Заболевания желудка и поджелудочной железы возникают из-за нарушений питания. Из-за чипсов, лимонадов и еды всухомятку. А также из-за больших перерывов в еде. Стресс и психологические нагрузки также могут привести к гастриту и язве детей.

    Заподозрить заболевания желудка у детей можно по изжоге, тошноте, отрыжке, боли в животе и запахе изо рта.

    Профилактика гастрита у детей : перед школой кормите ребенка завтраком. Обед школьника должен быть горячим. Старайтесь давать школьнику с собой полезные перекусы – фрукты и овощи, орехи и сухофрукты. Бутерброды делайте с курицей или отварным мясом. Лимонады замените на компоты из сухофруктов.

    4. Заболевания нервной системы у школьников .

    Если ребенка перегружать занятиями он может заболеть неврозом . Ребенок станет агрессивным, плаксивым. У него может появиться желание не ходить в школу совсем. Может быть плохой сон.

    Профилактика неврозов у детей : не перегружайте ребенка занятиями, не требуйте от него только отличных оценок. Не кричите на детей, обеспечьте ребенку полноценный отдых. Разнообразьте досуг. От неврозов деток спасают и домашние питомцы – кошки, собаки, хомяки…Следите, чтобы ребенок высыпался.

    10.12.2010

    Нередко вместе с багажом знаний ребенок выносит из школы еще и пухлую медицинскую карту.

    Конечно, нельзя сбрасывать со счетов наследственность, образ жизни, качество медицинского обслуживания и экологию. Но при этом на долю школьных факторов, по данным Министерства здравоохранения России, приходится 25% от общих причин ухудшения здоровья детей.

    Самые распространенные «школьные» заболевания:

    1. Неврозы. Главную роль в их появлении играет стресс. Это могут быть как проблемы с адаптацией к школе, так и общая усталость ребенка. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. По санитарно-гигиеническим нормам домашние задания должны даваться ребенку так, чтобы он сумел их выполнить за определенное время. В 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч. (СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.19). Большая нагрузка дает родителю право жаловаться в администрацию школы.

    Но ведь редкий школьник сейчас занимается только уроками: есть еще и нагрузки в музыкальной школе, или в студии рисунка, или иностранном кружке. И в расписании ребенка не находится времени для простой ежедневной прогулки…

    1. ЛОР-заболевания. Частые простуды в начальной школе не должны вас волновать, особенно, если ребенок не ходил до этого в детский сад. Как только иммунитет ребенка научится бороться с вирусами и выстроит свою защиту, ОРВИ станут редким явлением. Однако, если каждая простуда сопровождается «бонусами» - бронхитами, отитами, пневмонией и т.д. , нужно серьезно проанализировать причины. Возможно, вы рано отправляете выздоровевшего ребенка в школу. Ведь после болезни необходим щадящий восстановительный режим, прогулки, здоровый сон. Не последнюю роль в частых простудах играет и школьный стресс.

    2. Близорукость. Очень часто в классе и дома тусклое освещение, ребенок не успевает делать уроки при дневном свете, подолгу сидит, скрючившись над учебниками. А за хорошие отметки еще и вознаграждается играми на компьютере или просмотром мультсериалов. Поднимите вопрос об освещении на родительском собрании, обустройте место для подготовки дома, научите ребенка гимнастике для глаз. Также важно сбалансированное питание и прием витаминов.

    3. Сколиоз или сутулость. Очень часто развивается у школьников из-за неподходящей по росту мебели. Стул и стол, за которыми занимается ребенок, должны легко регулироваться по высоте. Кроме того, многочасовые занятия и подготовка к ним делают детей малоподвижными. При этом переменки короткие, а часы физкультуры сокращены в большинстве школ.

    Постарайтесь внушить ребенку, что прямая спина и правильная осанка - это красиво. К тому же, когда спина согнута, сердце, легкие и другие внутренние органы работают хуже, организму недостает кислорода, снижается гемоглобин, и соответственно, общее самочувствие. И берите на вооружение занятия спортом, утреннюю зарядку, упражнения на осанку. Здесь лучше всего, конечно, действует личный пример родителей.

    4. Гастрит и другие болезни желудочно-кишечного тракта. Перекусы на бегу, еда всухомятку, слишком большие перерывы в принятии пищи – вот основные недостатки организации школьного питания. Деньги «на завтраки» школьники либо копят, либо тратят на чипсы, конфеты и колу.

    Чтобы снизить вред такого питания, старайтесь дома кормить ребенка разнообразной и здоровой едой, давайте с собой полезные перекусы – фрукты, бутерброды с овощами, сыр, йогурт, орехи, сухофрукты и т.д. Если ребенок часто питается в общепите – просите сохранять чеки. Так вы сможете корректировать его рацион.

    Конечно, легче всего в болезнях ребенка обвинить кого-то другого – школу или врачей. Но задумайтесь: будет ли счастлив блестяще образованный, и при этом нездоровый человек? Поэтому профилактику школьных болезней начните со своего отношения к учебе ребенка. Расставьте приоритеты.


    Елена Андреева

    01.05.2010 Детская ортодонтия
    Очень часто родители задаются вопросом, стоит ли обращать внимание на прикус молочных зубов, может имеет смысл подождать, пока все молочные зубы сменятся на постоянные? Ответ однозначен: начинать заниматься правильным прикусом необходимо с раннего возраста, как только вы заметили проблему.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Профилактика забол еваний детей школьного возраста

    Введение

    школьный сколиоз аденоид близорукость

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

    Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.

    Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии ОДА (нет парт для разного возраста, столы не имеют наклона, длительное нахождение в статической позе сидя), у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (низкая двигательная нагрузка в школе и дома).

    Наиболее часто встречающиеся болезни:

    · Сколиоз;

    · Близорукость;

    · Хронический гастрит и язвенная болезнь;

    · Нейроциркуляторная дистония;

    · ЛОР - заболевания (аденоиды);

    · Атопический дерматит;

    · Цистит.

    1. Профилактика сколиоза у детей школьного возраста

    Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины позвонки должны располагаться ровно сверху вниз. При сколиозе линия позвонков отклоняется вправо, влево (С - образный сколиоз), или в обе стороны (S-образный сколиоз).

    Сколиоз и нарушения осанки у школьников - большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей.

    Факторы риска:

    I. Немодифицированные:

    · Наследственность

    II. Модифицированные:

    · Изменения нервной системы;

    · Нарушение эндокринной сферы;

    · Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

    · Асимметрия надплечий - когда одно плечо расположено выше другого

    · Асимметрия стояния лопаток - при развитии сколиоза лопатка на выпуклой стороне деформации становится выше чем лопатка на вогнутой стороне, а формирующийся реберный горб «выталкивает» ее кнаружи.

    · Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в S образную сколиотическую дугу.

    · Перекос туловища - сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

    Профилактика сколиоза:

    1. Первичная профилактика:

    · Использование удобной, подходящей по росту мебели;

    · Правильно организованное рабочее место;

    · Соблюдать правильную осанку всегда;

    · Детям необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день;

    · Носить ранец (именно он распределяет нагрузку равномерно на позвоночник);

    · Полноценное питание - включающие в рацион молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты (естественные источники кальция и витаминов);

    · При длительной сидячей работе (уроки, компьютер) как можно чаще менять позу.

    2. Вторичная профилактика:

    · Информирование ребенка о наличии у него недуга;

    · Выработка и самоконтроль правильной осанки;

    · Увеличить двигательную активность;

    · Проводить регулярно профилактический курс массажа и гимнастики, в том числе в домашних условиях;

    · Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна);

    · Раз в полгода проходить осмотр врача остеопата и выполнять его рекомендации.

    2. Профилактика близорукости у детей школьного возраста

    Близорукость - заболевание глаз, которое обусловлено неправильной фокусировкой изображения.

    Близорукость (миопия) - самое распространенное нарушение зрения у школьников. Если у первоклассников эта патология встречается только примерно в 3% случаев, то к окончанию школы этот показатель составляет уже 25%.

    Факторы риска:

    I. Немодифицированные:

    · Возраст. Чем раньше начинается близорукость у ребенка, тем сильнее она будет прогрессировать. Рано приобретенная близорукость у детей дошкольного возраста имеет наиболее пессимистичный прогноз по зрению;

    · Пол. Близорукостью чаще страдают девочки - в соотношении 55/45;

    · Наследственность;

    II. Модифицированные:

    · Образ жизни - Важное значение имеет сбалансированное питание с нужным количеством белков и углеводов, необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами. С детства следует уделять внимание правильной посадке ребенка при чтении и письме, следить за освещенностью в помещении, не допускать длительных зрительных нагрузок перед телевизором и компьютером.

    · Имеющиеся заболевания такие как сколиоз, астигматизм и другие.

    Ребенок щурится или хмурится;

    Часто жалуется на головные боли;

    Держит книги или иные предметы близко к лицу;

    Часто мигает или трет глаза;

    Ухудшается зрение в ночное время.

    Профилактика близорукости:

    1. Первичная профилактика:

    · Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

    · Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

    · Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

    · Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

    · При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

    2. Вторичная профилактика:

    · ограничение зрительных нагрузок;

    · гимнастика для глаз;

    · сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

    · посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

    3. Профилактика хронического гастрита у детей школьного возраста

    Хронический гастрит - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка, сопровождающееся нарушением желудочного пищеварения.

    Факторы риска:

    I. Немодифицированные:

    наследственность,

    II. Модифицированные:

    a) неправильное питание (большие перерывы между приемами пищи, еда «всухомятку», злоупотребление острой и жареной пищей, продуктами, содержащими пищевые добавки и консерванты),

    b) стрессы, связанные с большими нагрузками в школе,

    c) гормональный дисбаланс,

    d) вредные привычки,

    e) хеликобактерная инфекция и забросы желчи в желудок,

    g) неконтролированный прием НПВС и ГКС.

    Ш бледность;

    Ш потеря аппетита;

    Ш быстрая утомляемость;

    Ш болезненность, дискомфорт под ложечкой;

    Ш распирание желудка, его переполненность;

    Ш отрыжка;

    Ш изжога;

    Ш тошнота;

    Ш неустойчивость стула (чередование поноса с запором).

    Профилактика:

    I. Первичная:

    · Дети с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию должны находиться под диспансерным наблюдением.

    · Родители обязаны формировать навыки здорового питания и следить за соблюдением режима питания: обязательный завтрак дома, обед в школе, полдник, ужин.

    · Следует соблюдать режим дня, хорошо высыпаться, избегать эмоциональных перегрузок.

    · При необходимости приёма НПВС, ГКС у детей с предрасположенностью к заболеванию, необходимо использовать антацидные препараты.

    II. Вторичная:

    · Больной должен обязательно соблюдать режим дня и питания.

    · Следует избегать эмоциональных и физических перегрузок.

    · Ребенок нуждается в полноценном сне, длительность которого должна быть не менее 9-10 часов.

    · Недопустимы однообразное питание, недостаток витаминов, торопливость во время приема пищи, еда всухомятку. Необходимы своевременная и интенсивная санация очагов хронических инфекций, лечение лямблиоза, глистных инвазий, соматических заболеваний.

    · Важное место в профилактике хронических гастритов занимают эффективное лечение острых воспалений желудка и соблюдение санитарно-гигиенического режима.

    · Дети, больные хроническими гастритами, должны находиться на обязательном диспансерном учете у гастроэнтеролога. Два раза в год (осенью и весной) им следует проводить противорецидивное лечение в течение 3-4 недель.

    · Курсы противорецидивной терапии включают психический покой, щадящую диету (стол №1 - при повышенной кислотности, стол №2 - при явлениях субацидоза, стол №5 - при гастродуодените), седативные средства; антацидные препараты (при гиперацидозе); лечение минеральными водами (из расчета 3-4 мл на 1 кг массы тела больного ребенка в сутки); витаминотерапию (витамины А, группы В).

    4. Профилактика аденоидов у детей школьного возраста

    Аденоидные разращения (вегетации) или аденоиды (от греческого aden - железа и eidos - вид) - это патологическое увеличение глоточной миндалины.

    Аденоиды (аденоидные вегетации) - это одно из наиболее распространенных ЛОР-заболеваний у детей. По данным статистики в 2000 г. заболеваемость детей от 0 до 14 лет в группе «хронические болезни миндалин и аденоидов» составила 26,8 случаев на 1000 детей и значительно превысила заболеваемость по другим группам хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

    Факторы риска:

    I. Немодифицированные:

    · Наследственность.

    II. Модифицированные:

    · Перенесенные заболевания такие как: скарлатина, корь, дифтерия и коклюш;

    · неправильное питание (в большей степени перекармливание);

    · детское ожирение;

    · общее переохлаждение;

    · гиповитаминоз;

    · эндокринные нарушения (как правило, гипотиреоз);

    · аллергическая предрасположенность;

    · анатомические особенности.

    · Затруднение носового дыхания;

    · Ребенок дышит ртом;

    · Говорит «в нос»;

    · Громкое дыхание;

    · Прекращение дыхания во сне на несколько секунд (апноэ сна);

    · Частые простудные заболевания;

    · Частые симптомы заболеваний пазух носа;

    · Постоянные инфекции среднего уха у ребенка школьного возраста.

    Профилактика:

    I. Первичная:

    · рациональное питание;

    · правильный режим дня;

    · физкультура;

    · прогулки на свежем воздухе;

    · прием поливитаминов.

    II. Вторичная:

    · закаливание - самых маленьких деток нельзя подвергать воздействию низких температур, но периодически делать воздушные ванны в прохладном помещении просто необходимо. А вот малышей постарше можно обливать прохладной водой во время купания, постепенно снижая градус жидкости;

    · своевременное лечение простудных заболеваний позволит предотвратить развитие воспалительных процессов, из-за чего аденоиды не станут активно разрастаться;

    · активная витаминизация, особенно в холодное время года, благодаря чему организм получает необходимые полезные вещества и вырабатывает антитела для борьбы с вирусами;

    · профилактика медикаментами подходит для любого времени года, благодаря своевременному приему аптечных средств аденоиды сохраняют свой должный вид и размер, однако частое применение лекарств недопустимо для детского организма;

    · Дыхательная упражнения (Аист, гуси, ворона).

    · Диспансерный учет у ЛОР - 2 раза в год.

    Список используемой литературы

    1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии.

    2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

    3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп.

    4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

      реферат , добавлен 22.09.2010

      Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2014

      Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

      дипломная работа , добавлен 10.09.2011

      Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Особенности физического воспитания, элементы лечебной физкультуры. Профилактика и лечение нарушений осанки. Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка.

      дипломная работа , добавлен 23.09.2009

      Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2014

      Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

      реферат , добавлен 08.02.2010

      Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

      курсовая работа , добавлен 23.11.2008

      Причины школьных болезней, профилактика и методы борьбы с ними. Статистика заболеваний в средней школе. Характеристика близорукости, сколиоза, неврастении и гастрита. Их признаки, симптомы и причины. Санитарно-гигиенические условия обучения школьников.

      презентация , добавлен 05.04.2015

      Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

      презентация , добавлен 28.11.2015

      Понятие анемии как инфекционного заболевания, причины ее возникновения в детском возрасте, виды и степень опасности для жизни и здоровья ребенка. Анализ количества анемий у детей младшего и среднего школьного возраста, роль фельдшера в их профилактике.

    Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши
    нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не
    только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу
    болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в
    принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и
    хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно
    получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это
    связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом разобраться.
    Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее
    определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается
    гармоническим развитии ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической
    и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это
    нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,
    которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое
    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это
    состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
    отсутствии е болезней или физических дефектов».
    В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей
    здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии
    Российской академии образования провел исследования: какие заболевания
    наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
    Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
    От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с
    заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения
    и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических
    заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается
    кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата.
    Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века
    и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
    Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.
    Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно
    справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты
    заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было
    назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает
    никаких оснований для успокоения.
    Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя
    ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность
    с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение
    здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема
    общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания
    ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа
    не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать
    многое.
    В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная
    российская система образования - это огромная система знаний, состоящая
    из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас
    педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе».
    За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного
    процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям
    ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования
    школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих
    функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.
    Состояние здоровья ребенка - это целый комплекс характеристик,
    включающий в себя:
    . физическое здоровье;
    . психическое здоровье;
    . благоприятную социально-психологическую адаптацию.
    В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему
    ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать
    лучшего.

    1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

    Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат
    деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов,
    но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

    Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и
    возрастным особенностям учащихся;
    - несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации
    учебного процесса;
    - чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и
    объема учебной нагрузки);
    - неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
    - недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и
    охраны здоровья ребенка;
    - недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования,
    сохранения и укрепления здоровья детей.

    Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от
    которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.
    Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была
    установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых
    «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и
    гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических
    нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального
    решения проблемы сохранения здоровья школьников.
    Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако
    целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается
    состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск
    возможных путей их сохранения.
    Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе
    проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными
    чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
    Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот,
    какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились
    внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит
    от школьной среды.

    1.1. Интенсификация учебного процесса

    Как бороться с перегрузкой?
    Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о
    количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это
    штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая
    интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это
    одна из главных проблем.
    Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся
    на здоровье детей, проявляется в следующем:
    . отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения
    учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную
    функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения
    первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако
    успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько
    от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития
    необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость,
    умение доводить дело до конца и др.);
    . требования, которые предъявляют многие школы к поступающему,
    заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала
    школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении
    в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной
    проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно
    выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней
    школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что
    заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий
    детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению
    хронических заболеваний;
    . большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов,
    которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий
    развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка,
    перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий,
    что в результате отрицательно отражается на качестве образования
    и на здоровье школьников.
    К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе
    требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка,
    дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно
    увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента (в частности,
    по двенадцатилетней школе) показывают, что чем «выше» статус школы
    (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного
    языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка
    школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.
    Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только
    с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией
    учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние
    методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно
    поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий,
    обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу
    практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников
    заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
    Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы
    и т.п.
    Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию
    процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит
    формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам
    и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое
    заболевание - стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих
    отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является
    авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при
    оценивании знаний.

    Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной
    стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой,
    необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности.
    Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все
    прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда
    даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур
    большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный
    материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету,
    не вызывая сильную перегрузку учащихся.

    В школах Калужской области проводился эксперимент по разгрузке
    учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским. Почти всегда
    проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип
    взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие
    школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних.
    Возьмем, к примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за
    партой, а на улице? Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение
    приятного с полезным, когда первоклассники большую часть дня проводят на
    свежем воздухе. Дети вряд ли устанут от такого урока.

    Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом
    перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные
    программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов
    вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей
    воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное
    перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной
    школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и
    администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает
    непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила
    «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах
    современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную
    нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения
    возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по
    математике.

    Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет
    индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих
    психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации
    образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке
    изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий,
    позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.

    1.2. Сколько весит ранец?

    Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой
    тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что
    взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу,
    несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний
    вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились
    над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в
    школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее
    положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два
    раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на
    уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

    Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного
    аппарата.. Почему подавляющее большинство школьников страдает
    нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими
    осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является
    школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело
    ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы
    мышц.

    1.3. Как питается российский школьник?

    Как питаются у нас? Эпоха быстрого питания и пустых калорий
    вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе
    место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет
    гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из
    причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую
    пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных
    классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше
    голодными не остаются – везде есть буфеты, но горячее питание, так
    необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
    Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при
    нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших
    аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не
    должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы
    и чупа-чупсы).

    1.4. А как у них?

    Британскую общественность весьма серьезно беспокоит здоровье ее
    подрастающего поколения. Сегодняшние британские школьники ведут весьма
    нездоровый образ жизни. И если российские учащиеся зачастую страдают от
    весьма скудного питания, то их сверстники на Альбионе – от преизбыточного.
    23 % британских мальчиков и 19 % девочек страдают избыточным весом, 6 и 8 %
    соответственно – ожирением. Современные британские школьники (не берем в
    пример историю английской школы с ее традиционными розгами и ледяным душем
    по утрам, это – в прошлом!) – барчук и баловень в сравнении с его
    российским сверстником. К нему не принято обращаться по фамилии, его не
    принято публично отчитывать и стыдить. Его даже не принято вызывать к доске
    – это считается здешними школьными психологами как раз таки очень
    стрессовым для учащегося. Именно в силу этого и экзамены в здешних учебных
    заведениях никогда не сдаются «устно» – только письменно: ведь отвечать
    письменно на вопросы, сидя за партой и не глядя в грозные очи экзаменатора,
    куда как полезнее для психического здоровья!

    Здорово ли питается британский школьник? Не слишком, считают местные
    диетологи, на все лады понося заполнившую школьные буфеты фаст-фуд. Но все
    же, к кормлению в английских учебных заведениях относятся всерьез и
    основательно. Доказательством служит то, что на ленч учащимся и педагогам
    выделяется целый час (!), который служит главной переменой (не то, что
    «наши» 15-20 минут, когда школьники, сломя голову, не замечая никого на
    своем пути, несутся в столовую (но все таки мне кажется, что он несется
    туда не от того, что он голоден, его просто забавляет сам процесс бега до
    Столовой или Буфета. Это место в школе священно для российского ребенка),
    поедают там все, что положено и отправляется снова на уроки. Как можно за
    15 минут 1) добежать; 2) съесть (при этом, по мнению врачей, пища должна
    быть тщательно пережеванной); 3) добежать до класса; 4) приготовиться к
    уроку!?)

    2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

    Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников.
    Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования
    к условиям обучения школьников в различных видах современных
    общеобразовательных учреждений» не требует значительных материальных
    затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим
    правилам.

    Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая
    чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость
    обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В
    результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух
    загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах
    40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным
    проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и
    нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы,
    кабинеты. (Это выполняется?)

    Световой режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой
    режим в образовательном учреждении способствует сохранению общей и
    зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с
    ним расстройством зрения (Вспомним наших близоруких детей). Освещенность
    помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать
    естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы,
    украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами.
    Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает
    уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров
    помещений должна быть спокойных тонов.

    Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В
    учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная
    уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств,
    желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места
    скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы).
    Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств
    проводят один раз в месяц (Так ли это на самом деле?)

    Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики.
    Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка
    кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На
    одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м. площади
    помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не
    «Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть
    ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует
    использовать специальные рабочие стулья.

    Таки м образом строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий
    обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов
    учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

    Контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием
    учащихся за столами (партами). Целесообразно условно разделить учащихся по
    длине тела на 6 групп, т.к. указанное деление легло в основу
    государственных стандартов на основные виды школьной мебели. Парты, столы и
    стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и
    цветовую маркировку. На нижние поверхности крышки стола и сиденья стула, на
    внутренней поверхности крышки и сиденья парты должно быть нанесено
    обозначение группы мебели и диапазон длины тела учащегося, для которых
    предназначена мебель. В каждом классе должно быть не менее трех групп
    мебели.

    3. МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО ШКОЛЬНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ
    Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью
    каждые 8-10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня - Пленум,
    завтра - реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный,
    вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит
    от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало
    приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным:
    во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии
    с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что,
    начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль - важный, переломный
    этап учебного года, обучение в 5-6 классе проходит так же тяжело, как
    и в первом, и так далее;
    во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний
    учитель - не просто специалист-предметник, это прежде всего человек,
    который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими
    учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно
    не знают ребенка, которого обучают;
    в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что
    существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители - это бич
    нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то
    сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например,
    по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации
    здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования
    и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей,
    издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы
    на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.).
    Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе,
    подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся,
    целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на
    оздоровление и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом
    здоровья как одной из высших ценностей.
    Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без
    его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья,
    знания и умения использования оздоравливающих процедур, а главное – без
    осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Большинство же людей не
    против быть здоровыми, хотя и ошибочно считают, что это означает просто не
    иметь явных заболеваний, которые обычно лечат врачи. По их убеждению,
    следить за здоровьем означает не иметь вредных привычек и при заболеваниях
    обращаться к врачу. А уж врач вылечит.
    По современным представлениям, организм человека – это сложная
    самоорганизующаяся система, состоящая из ряда подсистем и органов,
    направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для
    энергетического и информационного взаимодействия с окружающей средой.
    Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков
    (симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем,
    приводящие в конце концов к этим повреждениям, долгое время могут не иметь
    таких явных проявлений, которые в традиционной медицине относились бы к
    нездоровью. В этом принципиальная разница в понимании здоровья.
    Пока пациенты (государство) готовы оплачивать только лечение болезней,
    и не готовы оплачивать услуги по укреплению здоровья, все средства и
    мышление врачей будут направлены на поиск и лечение болезней, а о
    профилактике заболеваний будут только говорить. Поэтому одной из важнейших
    долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у
    всех слоев нашего общества, а ближайшей – разработка и внедрение в учебных
    заведениях всего комплекса организационных мер, педагогических и
    дидактических средств по укреплению здоровья и перенацеливанию учащихся на
    здоровую жизнь.
    Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных
    средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков
    учебных заведений.
    Дидактические средства: разработка учебных курсов, создание
    специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения
    здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и
    профессиональных медицинских задач, и т.п.
    Педагогические средства: создание в среде всех педагогов предельно
    заинтересованного отношения к здоровья, личное участие в оздоровительных
    мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников по вовлечению их в
    здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с учащимися в объединениях
    по интересам и занятиям физкультурой.
    Главное, что можно уже сейчас, без вложения существенных средств,
    начать практическую работу по оздоровлению детей в школах, молодежи в
    учебных заведениях разных форм – нужны главным образом ответственное пони
    мание остроты ситуации и готовность затратить усилия на изучение и
    применение новых средств.
    Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения
    школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и
    объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и
    образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки
    и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать
    в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач российской
    педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды
    идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать
    национальной идеей и объединить все слои общества.

    Попытавшись разобраться в этой теме, у меня возникло еще больше
    вопросов по этому поводу. На тему «Здоровье и образование» можно бесконечно
    долго спорить. Например, по санитарным требованиям, в классной комнате не
    должно быть плотных штор, т.е. ничего лишнего не должно быть. А как же уют,
    о котором говорят примерно так: «Школа – второй дом! Дети должны с радостью
    ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны
    чувствовать себя, как дома!» ???
    Почему же, когда по проблеме здоровья и образования уже так много
    сказано, ничего не предпринимается для улучшения ситуации? Руководители
    образовательных учреждений опускают глаза в пол, признавая правоту таких
    суждений, и продолжают «ничегонеделанье» (это не относится к тем немногим
    директорам, которые действительно добиваются улучшения показателей здоровья
    школьников).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в
    образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма,
    Л.М. Сухарева и др.-М., 2002

    2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В.
    Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    3. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение
    к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17

    4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3,
    с.56

    5. О.Дмитриева. В расписании – уроки релаксации // Модернизация: шаг
    в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.34

    6. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу //
    Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.-
    Выпуск № 2, с.15

    7. Т.Масликова. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее:
    приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15

    8. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ.
    Здоровье.- № 3, 2003

    9. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. –
    www.ruscenter.ru

    10. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье
    учащихся. – www.ruscenter.ru

    11. www.breath.ru/education.htm

    -----------------------
    Д. Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3,
    2003г., с.59.
    Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному при ступу. //
    Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.–Выпуск № 2,
    с.15
    М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска.– www.ruscenter.ru.

    Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В.
    Анисимов, – М.: ТЦ Сфера, 2002


    с.15.


    А. Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье
    учащихся// www. ruscenter.ru
    Т. Масликова. В состоянии цейтнота. // Модернизация: шаг в будущее.
    Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.17.
    Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. //
    Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2,
    с.15.

    В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.
    – № 3, 2003
    А.Бобырь. Берегите спину // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к
    Учительской газете.– Выпуск № 2, с.31
    В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.
    – № 3, 2003
    О.Дмитриева. В расписании уроки релаксации.// Модернизация: шаг в
    будущее. Приложение к Учительской газете.– Выпуск № 2, с.34
    Современные технологии оздоровления детей и подростков в
    образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М.
    Сухарева и др.- М., 2002
    М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. –www.ruscenter.ru

    С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
    Информацию присылайте на почту

    Отправляя ребенка в школу, многие родители следят только за успеваемостью, а здоровье малыша отодвигается на второй план. И это в корне не правильно.

    «Школьные годы чудесные», но не беззаботные. Вводятся все новые и новые стандарты обучения, к школьникам предъявляют высокие требования, которые также увеличивают с каждым годом. Организм учеников не справляется с нагрузками, развиваются различные «школьные» заболевания. Оканчивая школу, ученик вместе с аттестатом зрелости получает пышный букет заболеваний.

    У 90% школьников отмечаются хронические заболевания. Отклонения в здоровье у детей 7-17 лет, носит обобщенное название “школьные” болезни. Естественно «школьные» болезни можно избежать. Но как?

    Адаптация в школе

    Ребенок, не успев перешагнуть порог школы, сталкивается с рядом задач: учебная программа, новый коллектив, новые условия, школьные нормы поведения. Задача родителей и учителей с первого дня ребенка в школе уделять достаточно внимания к адаптации малыша, иначе в дальнейшем, возможно, пострадает нервно-психическое состояние и физическое здоровье. От того как пройдет первая адаптация в школе, зависит здоровье ребенка и его успеваемость.

    Стрессы и неврозы

    Многие родители из благих намерений стараются записать сына или дочь во все кружки и секции, но чрезмерная , да еще и секции с кружками, могут привести к или . Хотите этого избежать? Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон, этим самым можно избежать ряд «школьных» болезней.

    Снижение зрение

    Снижение зрение, по словам медиков, самая распространенная школьная болезнь. Для того чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять правила:

    • Место для выполнения домашних занятий должно быть удобным и хорошо освещенным.
    • Нельзя позволять ребенку лежа читать
    • Ограничить время для
    • Следить, чтобы в меню ребенка были капуста, морковь, черника, рыба, творог и зелень.

    Сколиоз – враг номер один

    Сколиоз – враг номер один, одна из самых распространенный «школьных» болезней.

    «Сколиоз (греческое слово σκολιός означает – «кривой», латинское слово scoliōsis) – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

    Что приводит к сколиозу? Неправильное положение за партой и при ходьбе. Если малыш постоянно сидит с неровной спиной, ходит, ссутулившись, происходит деформация позвоночника, и он постоянно испытывает недостаток кислорода. Появляется быстрая утомляемость, снижается внимание. К тому же, было замечено: дети, страдающие от сколиоза, более зажаты и менее активны и общительны.

    Как избежать школьную болезнь сколиоз?

    Как избежать школьную болезнь сколиоз? Следить за осанкой!

    • Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола.
    • Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным.

    Выработать правильную осанку при ходьбе, поможет такой способ:

    Поставить малыша спиной к стенке, прижать к ней пятки, икры, ягодицы, лопатки и голову. Запомнить это положение и походить.

    Ежедневно выполняя это упражнение, ребенок быстрее научится правильно ходить.

    Гастрит

    К сожалению, гастрит у школьников распространенная проблема. Эту «школьную» болезнь можно также избежать.

    Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.

    Педикулез

    Педикулез среди школьников встречается чаще, чем бы нам этого хотелось. Если вдруг ваше чадо заразилось, не стоит никого ругать и ударяться в панику. Что делать?

    • Срочно лечить, в аптеке достаточно различных средств продается.
    • Сообщить классному руководителю.

    «Школьные» болезни, впрочем, как и все остальные, проще предотвратить, чем лечить.

    Посмотрите еще